31 января 2020 г.

Захотел я Audio-CD диски послушать...

Technics SL-PD887У меня скопилось пара десятков AudioCD дисков, которые я записывал сам для себя или покупал лицензионные. Хоть технология AudioCD дисков уже морально устарела, но выбрасывать их не хочется. Музыка на них не надоедает и звучит как-то по особенному. Кому то нравится винил и лампы, a мне вот CD. В общем был у меня проигрыватель Denon DVD-1600. Интересный аппарат. Хороший звук и дизайн. Не устраивало только то что один диск играет, потом его надо было менять. А хотелось загрузить пачку и слушать)) В общем решил поменять его на чейнджер Technics. На авито нашел подходящий по цене и функционалу. Это была модель SL-PD887 по скромной цене в 1200р. Продавец сразу предупредил что плеер читает не все диски. Решил рискнуть и попытаться его починить и заставить читать мои самописные. Дальше расскажу как я этого добился.


Плохо читались именно самописные диски, записанные по старой традиции на самой минимальной поддерживаемой приводом скорости. Болванки TDK Printable. Качество проверенное, раньше всегда читались везде без проблем. Видимых царапин на диске не было, при этом треки то воспроизводились нормально от и до, то перескакивали на пару секунд вперед/назад. На некоторых дисках в определенный момент воспроизведение останавливалось и головка начинала дергаться по траверсу в поисках дорожки. Так же к сбою воспроизведения приводило небольшое постукивание по корпусу. При этом все лицензионные диски читались отлично от первого до последнего трека не реагируя на сотрясения корпуса проигрывателя.


Первая мысль была, что износилась механика или помутнела линза головки. Разобрал аппарат, протер линзу спиртом и ваткой, смазал вал траверса головки литолом. Эффекта особого не было. Дальше снял головку и разобрал весь модуль. Чтоб снять плату - пришлось отпаять от нее мотор позиционирующий головку по траверсу. Даже разобрал ведущий мотор, который раскручивает диск. Он во время работы немного шумел. Смазал литолом его вал и установил обратно. Но чтению болванок это опять не помогло.
Ведущий мотор привода диска MDN4BM3SVAS
Полез в интернет по форумам. Кроме того что я уже проделал, кто-то поделился опытом что болванки записанные не на минимальной скорости, а на 8й или 16й читались увереннее. Проверил это предположение записав болванку на 8й скорости. До середины воспроизведение было без проблем. Потом опять начались дерганья головки. Уже лучше, но не идеал...

Стал думать почему так происходит. И пришел к выводу что чем меньше скорость записи болванки, тем меньшая мощность лазера используется. Это приводит к недопрожигу дорожки и соотв. плохому ее считыванию в последствии. Раньше, когда CD-RW приводы стоили достаточно дорого и денег было жалко их старались беречь и конечно запись на самой низкой скорости была оправдана. Но сейчас мне не важно как быстро сдохнет записывающий привод, я хочу чтоб диск уверенно читался после записи.

Полазив по настройкам программы BurnAware Free, которой я пользуюсь для записи дисков, нашел одну полезную в моем случае опцию: "оптимизация калибровки мощности при записи". Она включена по умолчанию. Достаточно было ее выключить и записанная болванка начала уверенно читаться в моем чейнджере 😁


В общем все, что проделано было не зря. Мотор привода стал работать тише. Количество пыли внутри аппарата уменьшилось после профилактики, а следовательно это продлит жизнь проигрыватель. Но вот быстро понять в чем именно было дело оказалось не так просто.

На всякий случай мануалы на этот аппарат:
Пользовательская инструкция по эксплуатации
Сервис мануал по траверсу